Что такое полуось?
Есть и более сложные планетарные механизмы — с двумя парами колес, которые уменьшают скорость вращения даже в 100 X 10О, то есть в десять тысяч раз.
Валы не всегда параллельны.
Присмотритесь теперь, как бывают расположены валы в машинах. В тех зубчатых, ременных и других механизмах, о которых мы до сих пор говорили, движение передавалось между валами, расположенными параллельно. Но валы в машинах нередко бывают расположены и не параллельно, а под углом друг к другу.
В автомобиле, например, главный вал от двигателя и коробки передач идет вдоль машины, к ее задним колесам. А полуоси этих колес расположены поперек, под прямым углом к продольному валу. Самая надежная это полуось в сборе. Как же передать им.вращательное движение? Для этого созданы специальные зубчатые колеса конической формы, расширяющиеся к одному концу и сужающиеся к другому.
Такова, например, главная передача автомобиля, в которой конические зубчатки передают движение от продольного вала к дифференциалу и полуосям задних колес, причем большое ведомое колесо ее представляет одно целое с коробкой дифференциала, которую оно и вращает.
В механизмах фрезерного станка, показанных на рисунке 200, конические зубчатки два раза передают движение под
углом: сперва от нижнего горизонтального вала к вертикальному., а потом от него к верхнему валу и шпинделю фрезы.
Коническая передача дает возможность построить и различные специальные механизмы с промежуточным валом, расположенным под углом к главному,
Посмотрите на это реверсивное устройство,. изменяющее направление вращения вала (рис. 201). Ведомый вал Б расположен здесь так, что является продолжением ведущего вала А, хотя и отделен от него промежутком. С ведомым валом связана сцепная муфта М. Если передвинуть ее влево, она сцепляется с концом ведущего вала и соединяет оба вала в одно целое,
Поэтому ведомый вал вращается в том же направлении, что и ведущий. Если же надо, чтобы он вращался в противоположном направлении, валы расцепляют и включают передачу из трех конических зубчаток 1, 2 и 3.